Дефицит рабочих кадров: сто тысяч «как» и «почему»

Репин-фото-блог

Ни для кого не секрет, что сегодня в Саратовской области весомо, грубо, зримо стоит проблема дефицита кадров рабочих специальностей. Есть множество причин, по которым люди не идут в сферы, связанные с физическим трудом, но одной из главных, на мой взгляд, является рассогласованность действий между бизнесом и государственными учреждениями, призванными развивать профессиональную ориентацию, формировать и наполнять рынок труда. Для наглядности я буду использовать собственный опыт поиска сотрудников на должность «автокрановщик», который вполне можно экстраполировать и на другие сферы.

Мы знаем, что в Саратовской области работают специализированные центры занятости населения, которые принимают заявки от всех желающих найти себе новую работу, однако база потенциальных работников крайне не сбалансирована. Там можно легко найти юриста, экономиста, офисного клерка, но специалистов рабочих профессий, того же крановщика – практически нереально. Министр труда и занятости области Наталья Соколова как-то рассказала, что когда в центр занятости приходит юрист\экономист\бухгалтер, то на одну свободную вакансию претендует 4-5 работников, но когда приходит крановщик, то только на него одного претендует 4 работодателя, а на газоэлектросварщика – сразу 5 работодателей.

И возникает закономерный вопрос – если в регионе существует такой перекос, то почему в области не учат на дефицитные специальности? Насколько мне известно, на крановщика обучает лишь одно училище в Саратове, на газоэлектросварщка – несколько, но больше их от этого не становится. И приведу пример почему: в прошлом году Группа компаний «Подъем» в лице меня и начальника нашего АТП (автотранспортного предприятия) встречались с учащимися Профессионального училища №22, рассказывали о компании, потенциальных вакансиях и перспективах, которые открываются перед ними, и в результате более 50 человек захотели прийти к нам на практику. Когда дело дошло до заключения договоров на прохождение производственной практики, то осталось лишь 15 человек, из них реально пришло шесть. Из этих шести четверо постоянно отпрашивались и были явно не заинтересованы. Из оставшихся двоих – один показал себя не очень хорошо, а второй, который работал грамотно и эффективно, и которому мы в итоге предложили работу, сказал буквально следующее: «Да вы что, мне ваши 40-50 тыс. не интересны, я лучше пойду на сверхсрочную службу в армию, там сразу платят 70 тыс. и предоставляют жилье». Вот и получается, что из 50 потенциальных крановщиков реально работать по специальности в компанию не пришел ни один. Так какой смысл тратить на таких студентов государственные деньги и время? Но и здесь есть выход.

Оставим пока детей в стороне, я вернусь к ним позже, а пока приведу второй пример из моей практики. В прошлом году на пике сезона я подавал объявление на телевидении о найме крановщиков, и в офис поступало не менее 20-25 звонков в день, однако крановщиками из них оказывались 1, от силы 2 человека. Остальные звонившие – это были, в основном, профессиональные водители-дальнобойщики – в полном расцвете сил, с отличными навыками и хорошими психологическими и физическими данными. Они не были крановщики, но с их багажом знаний и навыков надо не так много времени и средств, чтобы их переучить. В области есть масса квалифицированных специалистов, оказавшихся на обочине экономики, но которых можно задействовать в более перспективных отраслях. Пойти на обучение в профессиональное училище они не могут в силу объективных причин, мы, бизнес, обучать их не имеем права, да у нас и нет столько свободных средств, но мы готовы помочь государству, если оно сделает отдельные курсы для, допустим, крановщиков (вместо юристов/экономистов/составителей букетов). Мы в течение года сможем закрыть сотни вакансий крановщиков, водителей автовышек, бульдозеристов, экскаваторщиков и так далее.

Возвращаясь к молодому поколению сразу отмечу, что работать с ними сложнее, воспитывать кадры рабочих специальностей нужно еще со школьной скамьи. Наш опыт взаимодействия в прошлом году оказался не слишком успешным еще и потому, что работа велась с выпускниками, у которых сформировались свои взгляды, стремления, и для которых крановщик – это небритый, полупьяный дядя по локоть в мазуте и с огромным гаечным ключом (да и в училищах зачастую обучают работать на моделях спецтехники, которых нет ни в одной стране мира — вот уже 50 лет). А по факту сейчас, чтобы управлять автокраном, нужно образование не ниже высшего технического, это очень сложная и интеллектуально насыщенная техника, чьим ремонтом занимаются специализированные сервисные службы. Главный инструмент ремонта крановщика сегодня – это сотовый телефон, а отнюдь не гаечный ключ. Вот об этом нужно рассказывать детям, формировать в них представление о важности и высоком уровне оплаты рабочих специальностей. И бизнес предпринимает попытки в этом направлении, но неизменно наталкивается на стену непонимания и безразличия. Мои знакомые предприниматели неоднократно предлагали провести открытую встречу со школьниками и их родителями, рассказать о работе, показать технику, но в 2/3 случаев директора просто не разрешали им переступить порог школы.

Серьезную помощь в этом вопросе могло бы оказать государство, и которого есть рычаги и инструменты, чтобы не просто завести бизнес в учебные заведения, а связать выпускников с работодателями. Так, я с удивлением узнал, что в Саратовской области существует хорошо экипированный информационный центр, который отслеживает все программы профессионального образования и выпускников ПУ и колледжей. Это очень полезный инструмент для работодателей, но о его существовании никто из предпринимателей толком и не знает, поскольку деятельность центра направлена «наверх», на создание отчетности, а реальные результаты не видны. Если бы оценка его деятельности базировалась на практических итогах работы, то это дало бы большой толчок к развитию контактов между учащимися и бизнесом.

Хотел бы затронуть еще один момент. От директоров ПУ мы знаем, что 3/4 учащихся – это ребята из сельских районов, для которых довольно накладно ездить регулярно в Саратов. Так почему бы не организовать дистанционное обучение? У каждого главы администрации есть оборудование для видеоконференций, которое работает от силы два часа в неделю. Почему бы не использовать это оборудование по назначению? И молодой парень, и взрослый человек смогут получить дополнительную специальность, хотя бы теоретическую часть, и уже быть в состоянии применить себя как в родном селе, так и на стройках города.

В Саратовской области достаточно местных кадров, чтобы полностью закрыть потребности рынка. Это непростой процесс, их нужно переобучать, повышать квалификацию, давать современное образование. Я уверен, что тех деньги, которые Минтруда тратит на обучение невостребованных специалистов, однозначно хватит, чтобы занять несколько сотен людей высококвалифицированным, высокооплачиваемым трудом и закрыть сотни вакансий на строительном, техническом и прочих рынках труда Саратовской области.

Роман Репин

Президент Группы Компаний «Подъем»