Программа развития оборонной промышленности скорректирована

fullscreen-27g

В понедельник председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что утвердил программу развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России на 2016–2020 гг. А зампред правительства Дмитрий Рогозин сообщил, что финансирование программы составит более 1 трлн руб. Это вторая пятилетка начатой в 2011 г. федеральной целевой программы (впоследствии – госпрограммы) развития ОПК до 2020 г., финансирование которой было определено в 3 трлн руб. Таким образом, пояснил чиновник правительства, всего по программе израсходована примерно половина запланированных средств, или почти 2 трлн.

Сама госпрограмма развития ОПК имеет закрытый статус, она была принята в 2011 г. как дополнение к госпрограмме вооружений (ГПВ) до 2020 г. стоимостью 20 трлн руб. и ее целью было техническое перевооружение оборонной промышленности, чтобы она смогла выполнить эту ГПВ, поясняет чиновник Министерства обороны. Некоторые индикаторы второй части госпрограммы вчера также были названы Рогозиным (см. врез).

Среди подпрограмм вице-премьер отметил подпрограмму по импортозамещению продукции, которую прежде приходилось покупать в странах ЕС, НАТО и у Украины. Кроме того, в программу входят подпрограмма поисково-научных (перспективных) исследований, подпрограмма морского и авиационного газотурбостроения и подпрограмма по развитию стратегических материалов.

К 2020 г. оборонный комплекс России на 100% должен быть готов технологически к выполнению заданий ГПВ (сейчас – на 97%), доля инновационной продукции должна достигнуть к этой дате 40%, должно быть построено 929 новых производственных объектов и разработано 1300 новых технологий.

Изменения в программе вызваны украинским и западным эмбарго на поставки в Россию, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Подпрограмма газотурбостроения имеет особо приоритетный характер: без замены украинских двигательных установок невозможно строить вертолеты и крупные надводные боевые корабли. Подпрограммы поисковых исследований и создания новых материалов актуальны в связи с тем, что советский задел практически исчерпан, считает эксперт.

Хотя вторая половина программы по номиналу лишь вдвое меньше первой, из-за скачка курса рубля она гораздо меньше и переформулирование приоритетов программы потребовалось именно в связи с изменением курса валют и санкциями, говорит бывший чиновник Минобороны. За досанкционный период удалось купить огромное количество станков (на что ушло до половины всех средств программы), что оказало положительное влияние на техническую вооруженность промышленности, продолжает бывший чиновник. Теперь речь не идет о закупке импортных станков, перед промышленностью стоит задача обслуживания зоопарка станков, купленных без единой технической политики. С учетом санкций и ухода из России части связанных с поставщиками станков сервисных компаний это задача сложная, но решаемая – отечественный оборонный комплекс почти всегда был под теми или иными санкциями, но тяготел к импортным станкам, заключает собеседник «Ведомостей».

Источник: «Ведомости»