Алексей Репик на ИННОПРОМ: Предложение без спроса – унылая утопия

repik-nedoroslev-pan

Президент «Деловой России» Алексей Репик выступил на круглом столе «Новые производства для новых рынков», посвящённом Национальной технологической инициативе (НТИ). Мероприятие прошло в рамках Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2017».

На круглом столе также выступили замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, гендиректор РВК Александр Повалко, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков и другие. Модератором был исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков Денис Журавский. В круглом столе также приняли участие сопредседатели «Деловой России» Сергей Недорослев и Антон Данилов-Данильян.

«Мне повезло быть у истоков идеологии НТИ вместе с Дмитрием Песковым, и НТИ в значительной степени – моя зона ответственности не только как соруководителя рабочей группы HealthNet, но и как человека, чьи ошибки или упёртая позиция в значительной степени определили ряд вызовов всей НТИ», – сказал Алексей Репик в начале своего выступления.

Основной своей «ошибкой» он считает «недостаточную жёсткость на первом этапе в дебюрократизации НТИ и в максимальном фокусе на основной идее: новые рынки должны сами определить, что им нужно, но кто-то должен задать паттерн развития новых рынков».

«Предложение без спроса – унылая и часто, кстати, окологосударственная утопия, – убеждён президент «Деловой России». – Потому что предложение без спроса начинает работать только в тех условиях, где, как, например, в Кремниевой долине, идеи настолько быстро проникают в массы потребителей, что, даже если потребители ещё не сформировали спрос на какой-то девайс, решение, платформу, но, когда она появилась, все начали сетевым характером внедрять эту платформу в свою ежедневную жизнь». Подобная схема не работает в ригидной, медленной потребительской среде, такой как в России, подчеркнул Репик.

Поэтому первой задачей НТИ он считает правильную работу с ожиданиями потребителей и формирование канала связи между идеологами («даже если они не в состоянии воплотить свои идеи») и рынком. «Будет запрос на эту продукцию – будет и предложение со стороны технологических компаний», – не сомневается делоросс.

По его словам, в некоторых элементах государство формирует этот запрос самостоятельно, например, через программы инфраструктурных преобразований, повышения качества жизни. Здесь рамка НТИ – держать государство в непривычном для него «out of the box»-формате думания. Государству это непривычно, так как оно привыкло думать в масштабах длинных стратегий, пояснил Алексей Репик. По его мнению, плохо получается работать с новыми рынками и у крупнейших корпораций. «Огромный вызов, который стоит и перед Google, и перед Apple – как за счёт более плоской системы управления избежать огромного “окорпоративливания” решений, когда они проходят так долго, что не успевают реагировать на новые вызовы», – отметил глава «Деловой России».

Ещё в самом начале запуска НТИ её авторы говорили: первое, что надо сделать, – это правильная и комфортная регуляторика, не снимающая барьеры, а стимулирующая развитие, напомнил он. Она подразумевает сильный импульс для вовлечения компаний в разработку технологий, которых пока нет. «Секвенирование генома человека и генетические исследования – это game changer в работе над драматическим повышением продолжительности жизни и переходом от реактивной к проактивной медицине, – привёл он пример. – Но сегодняшнее законодательство позволяет использовать генетическую информацию только в научных целях, в медицинских – нет. Что в этом случае должна сделать рабочая группа HealthNet? Нужно взять и убрать этот атавизм, чтобы врач мог и на основе генетической в том числе информации принимать свои решения».

«Мы должны идти не по принципу: пока всё запрещено, а потом мы по этапам будем это расшивать, а по принципу: сначала всё разрешено, но, если видим риски, начинаем это потихоньку регулировать. То есть надо идти от открытых дверей к риск-менеджменту, а не от закрытых дверей к открыванию их по 2-3 градуса», – призвал Алексей Репик.

Он перечислил запросы потребителей к новым продуктам: «Быстро и дёшево разработали, быстро довели до производства и быстро изменили, получили обратную связь – откорретировали, по возможности усовершенствовали прямо тот продукт, который создан». По словам президента «Деловой России», это лежит в основе успеха работы с потребителями Tesla, которая занимается апгрейдами своей продукта, это же стояло и в основе компьютеризации российского общества, когда все занимались апгрейдами своих персональных компьютеров.

Не нужно делать мегапроекты надолго, потому что результаты этих мегапроектов, скорее всего, долго не просуществуют, считает Алексей Репик. У них жизнь стала короче, при этом выход на рынок должен быть быстрее: «Персонализация производств, маленькие станки 3D-печати, выращивание органов с помощью биофабрик, – всё то, что может персонализировать или сократить цепочку между генератором продукта и его потребителем и выстроить персональную связь между ними, будет задействовано и использовано».

Тренд на уберизацию промышленности не всегда одинаково понимается участниками, констатировал лидер бизнес-объединения: «Когда мы говорим про выкидывание лишних звеньев в цепочке, мы подменяем понятия и пытаемся просто оцифровать существующие процессы, а не создать новые. В новой реальности цифровой экономики оцифровка процессов – это способ вовлечения в цифровую экономику тех, кому там делать нечего, кто сидит в обычной аналоговой и в ус не дует». Хотя это правильный подход, но это не есть цель НТИ. Цифровая экономика – это экономика платформ, это абсолютно другой подход к формированию всего, в том числе промышленной политики, подчеркнул Алексей Репик.

«Нам пора научиться слушать не только друг друга, но и потребителей и тех людей, кто отвечает на те же вызовы в других странах. Потому что в конечном счёте рынки НТИ глобальны и мы всё равно будем выбирать новые технологии и новые решения независимо от страны их происхождения», – заключил Алексей Репик.