27 января председатель комитета Саратовской областной Думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Сергей Нестеров провел рабочее совещание, участники которого рассмотрели резолюцию заседания комитета по транспорту Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Принятый «Деловой Россией» документ направлен на наведение порядка и борьбу с нелегальным предпринимательством в сфере грузовых и автомобильных перевозок. В совещании приняли участие депутат областной Думы, председатель комитета по транспорту реготделения «Деловой России» Андрей Беликов и председатель реготделения «Деловой России», депутат областной Думы Алексей Мазепов, представители регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства, областной Общественной палаты, прокуратуры региона, Саратовской городской думы и администрации областного центра, Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Саратовской области, крупных перевозчиков.
Открывая заседание, Сергей Нестеров подчеркнул значимость обсуждаемой проблемы. Он напомнил, что о необходимости наведения порядка в сфере перевозок разговоры ведутся уже не первый год.
С текущей ситуацией в обсуждаемой сфере участников совещания ознакомил Андрей Беликов. По его информации, на сегодняшний день в регионе действуют несколько компаний, которые занимаются перевозкой пассажиров заказными рейсами. В то же время под вывеской данных компаний работают кассовые пункты, имеется расписание регулярных рейсов. То есть перевозки, по факту, регулярные. Однако работа через «заказные» рейсы позволяет компаниям не выполнять обязательства, накладываемые законодательством на официальных перевозчиков, в первую очередь – по обеспечению для пассажиров транспортной, технической, антитеррористической, медицинской безопасности, страхования, возможности пользоваться льготами.
Председатель общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Борис Кайданов напомнил, чем опасна деятельность «заказных» перевозчиков. Транспортные организации, существовавшие некогда в каждом муниципалитете, осуществляли перевозки как по прибыльным межгородским направлениям, так и по убыточным – внутри района. При этом финансовые потери отчасти компенсировались работой на прибыльных направлениях. Предприниматели, действующие посредством «заказных» рейсов, работают только на выгодных маршрутах. Прибыль добросовестных перевозчиков падает, они теряют возможность «закрывать» неокупаемые рейсы, которые, тем не менее, важны для жителей. Есть разница и в объемахуплачиваемого налога. «Раньше саратовский автовокзал по 4-5 тысяч пассажиров в день отправлял, это было нормально. Теперь в будние дни пассажиропоток до 2 тысяч человек в день упал», – перешел к цифрам Борис Кайданов.
Его дополнил Андрей Беликов. «Автовокзал 36 миллионов рублей заплатил в качестве налога. А все перевозчики, которые работают, скажем так: «под пиратским флагом», около миллиона в целом, при сопоставимом числе пассажиров», – привел пример депутат. Он отметил, что с руководством таких фирм велись переговоры на различных площадках, но бизнесмены заняться регулярными перевозками на легальной основе не желают. Текущее положение дел их устраивает.
Как отметил Сергей Нестеров, такая ситуация не может не вызывать обеспокоенности: «Речь идет о безопасности наших граждан, ведь осуществляются именно пассажирские перевозки. Необходимо проанализировать, что мы можем сделать для упорядочивания работы в этой сфере. Может, это будет усиление контрольной работы, или совершенствование законодательства. Давайте подумаем, может, необходимо выйти с инициативой внесения изменений в федеральное законодательство».
По обсуждаемой теме выступил член Общественной палаты Саратовской области Евгений Лузановский. Он пояснил, что общественники были инициаторами и участниками многочисленных проверочных мероприятий по отношений к предпринимателям, осуществляющим перевозку людей «заказными» рейсами. Проверку проводила, в том числе, прокуратура области. Выяснилось, что представители бизнеса ловко пользуются всеми «лазейками», которые есть в действующем законодательстве. Общее у них только одно – вывеска. Реализацию билетов может осуществлять одна организация (или несколько, есть случаи, когда на одном кассовом пункте разные кассы принадлежат разным предпринимателям), а перевозка осуществляется по франшизе другими предприятиями.
Свое мнение о проблеме обозначил старший прокурор отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Константин Байкулов. Он подтвердил, что, теоретически, деятельность, в основном, соответствует букве закона. А по факту «мы имеем в центре города массу неуправляемого транспорта», который, к тому же, может использоваться в организации незаконных перевозок на регулярных рейсах. Вместе с тем, как отметил представитель надзорного ведомства, проблем в получении лицензии на осуществление пассажирских перевозок в настоящее время не существует.
Депутат Саратовской городской думы Евгений Чернов (фракция «Единая Россия»), в чей избирательный округ входит, в том числе, Привокзальная площадь (место расположения «касс» перевозчиков с «заказными» автобусами), подчеркнул, что обсуждаемую проблему стоит рассматривать не только со стороны безопасности осуществляемых перевозок. «Проводил многочисленные встречи с жителями. Много жалуются на предпринимателей, которые используют в качестве «автостанции» Привокзальную площадь. Жалуются не только местные жители. Автобусы, которые стоят на Привокзальной и прилегающих улицах, мешают проезду, занимают парковочные места. Кроме того, Привокзальная площадь – это лицо нашего города. Сюда, в первую очередь, выходят все пассажиры, прибывающие в Саратов поездом. Не очень красивую картинку видят, надо сказать».
Начальник регионального УГАДН (является основным контролирующим органом в сфере пассажирских перевозок) Азамат Сиюхов согласился, что регулярные перевозки «должны осуществляться чисто». Он рассказал, какие шаги предпринимаются ведомством для наведения порядка в этой сфере. А методов воздействия на недобросовестных предпринимателей, выходит, не так много. В первую очередь – это штрафы. После появления нового федерального закона, регламентирующего организацию регулярных перевозок, ведомством проверено 309 транспортных средств, составлено 215 протоколов по административным правонарушениям. Сумма наложенных штрафов составила 452,5 тысячи рублей. В то же время на юридические лица, осуществляющие регулярные перевозки «заказными» рейсами, наложить штрафы фактически невозможно, так как крайне затруднительно собрать доказательную базу, достаточную для подтверждения факта осуществления регулярных перевозок. То есть, административную ответственность несут только водители, а сумма штрафов не очень большая. Азамат Сиюхов сослался на опыт других регионов. Например, в Москве в качестве обеспечения административного производства накладывается арест на транспортные средства: автобусы эвакуируются на специальные стоянки и хранятся там. Как считает начальник УГАДН, это наиболее эффективный метод борьбы с недобросовестными предпринимателями. В целом управление готово усилить работу по данному направлению. Но собственными силами решить проблему не сможет. «Необходимо создать межведомственную группу, включить в нее наших специалистов, представителей областного минтранса, ГИБДД, налоговой инспекции, полиции, миграционной службы и прокуратуры», – предложил Азамат Сиюхов.
Алексей Мазепов предложил разработать конкретные «дорожные карты» по прозвучавшим в ходе совещания предложениям. «Два направления нам необходимо отладить в первую очередь, это арест транспортных средств и привлечение к административной ответственности юридических лиц. Необходимо понять, что нам для этого нужно», – сказал депутат и добавил, что речь в данной ситуации идет не о борьбес какими-то определенными предприятиями, а о пресечении случаев недобросовестной конкуренции и повышению безопасности в такой значимой сфере, как пассажирские перевозки.
Подводя итог дискуссии, Сергей Нестеров подчеркнул, что комитетом будет продолжена работа по наведению порядка и борьбе с нелегальным предпринимательством в сфере грузовых и автомобильных перевозок. В первую очередь, депутаты обратятся в Правительство области с предложением о создании специальной межведомственной группы, которая будет решать вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией в данной отрасли.
Информационно-аналитический отдел Саратовской областной думы