Конкуренция в России — реальность

Репин-фото-блог

23 октября в Москве я имел счастье принять участие в Евразийском арендном форуме — крупном международном событии, на которое каждый год съезжаются представители арендных компаний со всего мира. В этом году среди выступавших были руководители предприятий из России, Казахстана, Беларуси, Бразилии, Турции и т.д. Взгляд со стороны показал, что рынок арендной техники в нашей стране претерпевает изменения, среди которых особенно выделяются четыре тенденции:

Во-первых, в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу произошел небольшой перекос на потребительском рынке. Теперь компании склонны в большей степени искать новых отношений с правительством, нежели с бизнесом, и нацеливаться на выполнение государственных заказов.

Во-вторых, крупные фирмы начали активную экспансию в регионы. Если раньше многие из них колебались и не хотели открывать дополнительные офисы, то теперь расширяют свое представительство без зазрения совести. В регионах, оказалось, тоже полным-полно работы и заказов. Особенно активны в этом плане московские и питерские компании, и теперь местным фирмам предстоит конкурировать с титанами рынка.

В-третьих, не могу не отметить, что сильно изменился характер арендного парка — все больше стала практиковаться т.н. «холодная» аренда, т.е. без водителя или оператора. На мой взгляд, статистика на сегодня такая: примерно 80% — это «горячая» аренда, включающая в себя спецтехнику с водителем, оператором, инженером и т.д., а 20% — «холодная», которая состоит из аренды генераторов, тепловых пушек, компрессоров и всего того, что не требует участия высококвалифицированного сотрудника.

За границей цифры другие, там порядка 95-98% включает в себя именно «холодную» аренду, но мне трудно представить, как можно отдать кран стоимость 4-6 млн рублей в пользованию кому-либо. Даже, если у него ворох документов, подтверждающих серьезность намерений и квалификацию.

И, в-четвертых, нельзя не отметить, что аренда спецтехники и транспорта – одна из самых теневых сфер предпринимательства. Добиться в ней 100% прозрачности и честной отчетности, наверное, невозможно. Но благодаря введению электронных счетов-фактур, электронной отчетности и прочих современных мер ведения бизнеса, сильно изменились условия предоставления техники. Бизнес, пока что преимущественно крупный, предпочитает работать с теми фирмами, у которых все честно и на виду. Раньше мы конкурировали с фирмами-пустышками, у которых только одна печать и была, а сегодня бизнес уже желает иметь дело только с легальными представителями, которые проходят проверки, имеют персонал, офис, и не стремятся обойти законодательство.

В целом, расширение географии крупных фирм, требования легализации, небольшие колебания статистики в сторону «холодной» аренды – все это ни что иное, как признаки развития конкуренции на одном отдельно взятом рынке. Если подобная практика будет применяться и на других рынках, то в ближайшее десятилетие мы, без сомнения, сможем увидеть здоровую и конкурентоспособную предпринимательскую среду.